19.02.2018, 14:41

Успехи и неудачи России в Сирии: сводка за начало февраля

Марина Началова | Все новости автора

Группа независимых расследователей Conflict Intelligence Team опубликовала первую сводку событий в регионах, где действуют российские военные и неофициальные формирования. Сейчас это в первую очередь Сирия, где война совсем не закончилась, а напротив, только разгорается.

Сведения обнародованы на странице Conflict Intelligence Team в Фейсбуке, передает Час Пик.<

Кремль начал активное вмешательство в сирийскую гражданскую войну осенью 2015 года. Тогда российская авиация обосновалась на сирийской авиабазе Хмеймим и стала наносить удары в поддержку дамасского правительства сначала по отрядам вооруженной оппозиции, а затем и по боевикам ИГ. В течение двух с лишним лет при поддержке России удалось спасти режим президента Сирии Башара Асада от краха, обеспечить восстановление контроля над важнейшим городом Алеппо, а также освободить большую часть страны от «Исламского государства». Под патронажем России, Турции и Ирана проходит так называемый «астанинский мирный процесс», который призван достичь примирения сторон в Сирии и прекратить войну.

Однако положение России в Сирии нельзя назвать прочным. Нападения на аэродром Хмеймим и гибель российского Су-25 показали, что с падением ИГ угрозы российской группировке в Сирии не исчезли. Разрозненные отряды ИГ продолжают контролировать отдельные территории по всей Сирии. Режим прекращения огня в оговоренных в Астане зонах деэскалации продолжает нарушаться. «Конгресс народов Сирии» в Сочи, который готовился много месяцев, не принес конкретных результатов на пути к конституционной реформе. После снижения угрозы ИГ с новой силой вспыхивают турецко-курдский и израильско-иранский конфликты, и Кремлю приходится считаться с интересами всех региональных игроков. Даже вроде бы утихшие фронты грозят новыми конфликтами, как показало столкновение на северо-востоке Сирии, приведшее к гибели российских наемников. Кремль, который явно ставил целью закончить войну в Сирии к выборам, оказался неспособен справиться с этой задачей.

Идлиб: сферы влияния и гибель Су-25

Провинция Идлиб — один из последних крупных оплотов сирийской оппозиции. Противники Асада в провинции представлены широким идеологическим спектром — от умеренных группировок «Сирийской свободной армии» до боевиков «Тахрир аш-Шам» — бывшей «Джебхат ан-Нусры», филиала «Аль-Каиды» в Сирии. Эта организация, признанная террористической в России и США, в 2017 году сумела достичь доминирования в Идлибе, зачастую действуя против других антиасадовских группировок силовыми методами. Однако, установив фактический контроль над большей частью провинции, группировка оказалась неспособна противостоять начавшемуся в декабре наступлению сторонников Асада. Благодаря в том числе поддержке ВКС РФ формирования, лояльные Дамаску, сумели восстановить контроль над стратегическим аэродромом Абу-эд-Духур. При этом множество мирных жителей были вынуждены оставить свои дома из-за постоянных бомбардировок. Именно здесь из ПЗРК был сбит штурмовик Су-25 майора Романа Филипова (ответственность взяла на себя как раз «Тахрир аш-Шам»).

Несмотря на успехи проасадовских сил, 9 февраля сирийское командование объявило о завершении операций в Идлибе. Это может быть связано с тем, что по астанинским договоренностям оставшаяся под контролем антиасадовских сил часть провинции отведена под сферу влияния Турции. В начале февраля несколько колонн турецких военных вошли в Идлиб и установили наблюдательные пункты для надзора за соблюдением перемирия, несмотря на противодействие некоторых проасадовских группировок. Теперь Турции предстоит искать способы ограничить влияние «Тахрир аш-Шам» и установить собственный контроль над этой территорией — она, в частности, должна стать пристанищем для сирийских беженцев. которых не готовы принимать ни в Турции, ни в Европе.

Африн: «турецко-курдская война»

Так называемый кантон Африн — часть самопровозглашенной и непризнанной курдской автономии на севере Сирии, образованной после начала гражданской войны. Эта территория на северо-западе страны изолирована от остальных районов автономии в провинциях Хасеке, Ракка и Дейр-эз-Зор. В 2016 году курды пытались пробить коридор из Африна к остальной части автономии, однако Анкара не позволила им это сделать, начав операцию «Щит Евфрата». В ходе нее турецкие войска и подготовленные в Турции группировки «Свободной сирийской армии» освободили от ИГ территорию к югу от турецко-сирийской границы, лишив курдов надежды на объединение автономии. В январе этого года Анкара начала новую операцию — на этот раз непосредственно против курдов в кантоне Африн.

Операция, в которой участвуют протурецкие сирийские повстанцы, а также турецкие военные и бронетехника, развивается сравнительно медленно. Турецкой стороне удалось занять значительные с тактической точки зрения районы у границы и подступиться ко многим господствующим высотам, однако спустя почти месяц так и не получилось создать угрозу самому городу Африн. Ситуацию усугубляет то, что курды получили возможность перебрасывать подкрепления с основной территории автономии через подконтрольные Дамаску районы. Кроме того, к защитникам Африна присоединились проиранские формирования из местных шиитских поселений Нубболь и Захра. Только 11 февраля в операции погибло 11 турецких военных. Также курдским ополченцам удалось уничтожить несколько турецких танков «Леопард» и даже ударный вертолет Т129 ATAK.

Афринская операция, помимо прочего, торпедировала надежды Кремля на мирный процесс в Сирии. Курды, разозленные выводом российских наблюдателей из Африна перед самым началом турецкой операции, бойкотировали «Конгресс народов Сирии» в Сочи. Те представители автономии, которые все-таки приехали на конгресс, сделали это в личном качестве.

Юг Сирии: Израиль против Ирана

Роль Израиля в сирийском конфликте носит по сравнению с прочими внешними игроками достаточно периферийный характер. Израиль действует в Сирии, исходя из соображений собственной национальной безопасности. В частности, израильская авиация регулярно бомбит цели на юге Сирии, в первую очередь в районе Дамаска. По израильским данным, там базируются иранские силы, также через эти районы идут поставки вооружений и военной техники ливанской «Хезболле», выступающей против Израиля. Кроме того, удары наносятся по объектам, которые могут быть связаны с сирийской программой химического оружия. Наконец, Израиль поставляет в сирийские предгорья Голан гуманитарную помощь, лечит местных жителей в своих больницах, а с осени 2017 ещё и спонсирует формирования сирийской оппозиции, удерживающие территории к востоку от демаркационной линии и без особого успеха борющиеся с местным филиалом ИГ.

10 февраля воздушное пространство Израиля нарушил иранский разведывательный беспилотник, предположительно типа «Саэгэ» (Saeqeh, ‘раскат грома’ — копия американского RQ-170 Sentinel), Сбив этот БЛА, израильские ВВС уничтожили его пункт управления, а также другие объекты на сирийской авиабазе Тифор (Т-4, Тьяс). По возвращении один из израильских истребителей F-16 был сбит предположительно ракетой сирийского комплекса С-200, после чего Израиль нанес ответный удар по нескольким сирийским батареям ПВО и по нескольким иранским объектам.

Интересно, что Россия, несмотря на наличие собственной ПВО в Сирии, не стала — по крайней мере публично — вмешиваться в этот конфликт. Следует понимать, что несмотря на декларируемую поддержку Асада и союз с Ираном, Кремль вынужден учитывать интересы Израиля в Сирии. Об этом говорит и довольно доброжелательное общение лидеров двух стран, которые встречались в Москве в конце января, а также сдержанная реакция российского дипломатического ведомства на этот инцидент.

Евфрат: удар коалиции по российским наемникам

На этой неделе российские СМИ и социальные сети всколыхнули сообщения о гибели неизвестного количества россиян от американских ударов в Сирии. Сейчас понятно, что это были бойцы так называемой «ЧВК Вагнера» — нелегального формирования, впервые задействованного на востоке Украины, а сейчас действующего в Сирии в интересах Кремля. Тем не менее, в этот раз действия «Вагнера» пошли вразрез с сирийской политикой Путина.

На основе изучения множества источников можно сделать вывод, что инцидент был вызван более или менее самостоятельными действиями «группы Вагнера» и имел скорее экономические мотивы. С 2017 года по контракту с дамасским правительством «вагнеровцы» освобождают нефтегазовые месторождения на востоке Сирии, за что «хозяину» группировки Евгению Пригожину причитается 25% доходов от добычи полезных ископаемых. Целью наступления группировки, попавшей под удар США, стала установка комплексной подготовки газа CSDGL на восточном берегу Евфрата, более известная как «Коноко» по названию построившей её американской компании ConocoPhilips. Через неё по довоенным данным в день проходило 5 млн стандартных кубометров попутного газа с близлежащих нефтяных месторождений и 9 млн природного газа с месторождения Эт-Табия (для сравнения, в пересчёте на год это составляет 5,2 млрд кубометров, или 18% от потребления газа всей Украиной за 2017 год). Пустынный район, где находятся вышеупомянутые установка и месторождения, подконтролен курдско-арабским «Сирийским демократическим силам» (СДС), которые пользуются поддержкой западной антиигиловской коалиции во главе с США.

Наступление осуществлялось группой численностью от 300 до 500 человек, основу которой составляли бойцы «ЧВК Вагнера». После обстрела позиций СДС, на которых находились и советники коалиции, по нападавшим были нанесены массированные удары артиллерии и американской авиации. Это было сделано после консультаций с российским командованием на авиабазе Хмеймим, которое, согласно знакомым с ситуацией источникам различных СМИ, могло быть не в курсе планов «Вагнера».

В результате американских ударов погибло множество сторонников Асада, в том числе и россиян. Установить точную численность потерь трудно, однако наиболее надежные источники склоняются к цифрам в 100 убитых и 200 раненых, большую часть которых составляют россияне. На данный момент достоверно известно о 9 погибших «вагнеровцах», тогда как МИД РФ заявил всего о 5 погибших гражданах России. Российские власти дистанцируются от убитых наемников, подчеркивая, что погибшие не были российскими военнослужащими. Это говорит о нежелании наращивать конфронтацию с США в Сирии. Судя по тому, что американская сторона до сих пор не признала факта гибели россиян, Белый Дом и Пентагон также не желают усиливать напряженность в Сирии, где и без того достаточно горячих и тлеющих конфликтов.

Теги новостей: