11.04.2024, 20:25

Звонить и писать запрещено! В Лисичанске, Северодонецк и Рубежном - робкий "бунт" против блокады слова и информации

разбитый телефон

Во временно оккупированных городах "треугольника" уже почти два года нет ни полноценной мобильной связи, ни интернета. И дело не в технической возможности. За попытку позвонить или связаться с миром через сеть людям угрожают "последствиями". Люди вынуждены пользоваться "дарами цивилизации" на свой страх и риск. 

Что происходит со связью в оккупированных Лисичанске, Северодонецке и Рубежном и как реагируют на ситуацию местные жители - проанализировал Час Пик.

Лисичанск не на связи

Просто так взять и позвонить или выйти в сети - недоступные "удовольствия" для жителей оккупированного Лисичанска. Людей лишили такой возможности. Естественно, информационная блокада мало кого устраивает. Еще раньше жители высказывались о том, что ситуация с принципиальным отказом незаконных "властей" больше похожа на "затишье перед бурей", которое специально устраивает "руководство города", опасаясь за свою должность и разглашение реальной обстановки. 

Бороться с нарушителями негласного запрета на звонки по телефону решили радикально. К примеру, в случае установки спутникового оборудования жителей Лисичанска посещают "зеленые человечки". В лучшем случае, можно отделаться штрафом, как утверждают в сети, в 30 тысяч рублей. Поэтому даже те, кто имеет доступ к интернету, здорово рискуют, ведь в любой момент их могут выследить и "расплаты" за то, что во всем свободном мире норма, не миновать. 

Возникает много вопросов и "бунтарские" настроения в "молодой республике". Жители Лисичанска не понимают, как так выходит, что в свободных украинских прифронтовых городах нет запрета на использование мобильной связи и интернета, а в оккупации - звонить и общаться в сети нельзя. При этом у российских военных в Лисичанске доступ к интернету есть. У них есть доступ ко многим вещам, недоступным мирным жителям. 

"Почему в нашем, освобожденном, Лисичанске люди живут как животные, потому что кто-то решил, что они недостойны ни вовремя вызвать "скорую помощь", ни пообщаться со своими близкими?", - возмущаются в сети.

Однако открыто выступать за свои, в целом, скромные права на то, чтобы вовремя вызвать пожарных или медиков, жители Лисичанска в оккупации боятся. Только робкие высказывания в чатах, которые тут же удаляются. Потому что нельзя говорить о проблемах в условиях бурного "процветания". 

В Северодонецке - "охота" на тех, кто еще не забыл, что такое мобильный телефон

До февраля 2022 года никто и не мог представить, что Северодонецк за несколько месяцев превратится из молодого перспективного города в разбитую и заброшенную "глубинку" с первобытными методами "перевоспитания" людей. Что в действительности происходит в городе - для многих загадка, поскольку жители не стали бы открыто жаловаться, а в случае попытки связаться с "внешним миром" - рискуют заиметь большие неприятности. 

Чтобы хоть как-то позвонить, жители Северодонецка поднимаются на крыши домов. Но оккупанты "пронюхали" неладное и стали пристально следить, на домах появились предупреждения о том, что звонить нельзя. Позже оккупанты додумались использовать ситуацию себе во благо - людей стали штрафовать. 

"Цена вопроса - 5 тысяч рублей", - сообщают в сети о "тарифах" на звонки в Северодонецке. 

Примечательно, что звонки возможны только исходящие. Дозвониться в город невозможно, даже если человек будет находиться на крыше. 

В сети высказываются предположения о том, что таким образом оккупанты пытаются сохранить в тайне реальную обстановку в Северодонецке. Потому что реальность отличается от того, что пишут в пропагандистской макулатуре. Поэтому "военная необходимость", которой объясняется отсутствие связи, вовсе не военная. 

Людям предлагают возможность установки спутникового интернета. Но с ограничением доступа к соцсетям и за большие деньги (минимум 10 тысяч рублей). Пользуются этой привилегией только гастролеры из российских провинций, которые приезжают "на заработки" и сами военные. Жителям города, видимо, не доверяют, поэтому всячески "оберегают" от выхода в сеть и звонков. Но несмотря на штрафы и риск, люди продолжают искать возможность связываться с родными и правда о жизни в оккупации всплывает. 

"Чтобы молчали": в Рубежном не верят в необходимость информационной блокады

Жители "треугольника" неоднократно высказывались о том, что доступ к мобильной связи и интернету жизненно важен. Ведь, в первую очередь, это возможность обращаться в экстренные службы или получать информацию, которую по месту получить невозможно. Но россияне не считают, что граждане Украины на оккупированных территориях имеют такие же права. И никто за смерти людей, которые не дождались "скорой помощи", отвечать не собирается. 

В Рубежном, где даже с крыш домов позвонить возможности нет, считают, что ситуация создается искусственно, потому что в условиях информационной блокады проще "усмирять" людей и контролировать нежелательные настроения.

"Была бы у людей связь, они бы давно сообщили и о крышах и тд. Для этого и нет связи, чтобы все молчали", - высказываются пользователи сети, которые побывали в городе. 

Запретить тысячам людей выходить на связь - ситуация беспрецедентная. Она обусловлена не столько боевыми действиями, сколько стремлением создавать картину "райской" жизни: если никто не может пожаловаться или рассказать правду - значит правда может быть какой угодно. Из разрешенного - только украденные "укртелекомовские" таксофоны, потому что они безопасны и по ним никак не расскажешь об ужасах оккупации миру. Впрочем, даже таксофоны "дозированы" - на три города их всего несколько, поэтому в случае необходимости воспользоваться все равно не выйдет оперативно. Российская пропаганда работает, российские военные по месту наживаются, "щипая" жителей за звонки себе в карман (ведь "официальных" постановлений о штрафах за звонки или выход в интернет нет). Самые смелые после поездок в "треугольник" либо созвонов на грани "преступления" робко высказываются о том, что ситуация неподобающая - люди не должны в угоду сюжетов для российского телевидения страдать. Но оккупантов мнение людей заботит мало. Ведь "освобождение" - это не для людей и не о людях.

Читайте также: Тонут, но не в воде: Лисичанск, Северодонецк и Рубежное охватило "повальное" бедствие

Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик